+7 (919) 022-56-76

Звоните! Работаем пн-пт: 10:00-20:00, сб: 9:00-17:00
Консультации строго по предварительной записи

Советы родителям по развитию речи детей

логопед
  • Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками.
  • Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.
  • Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного.
  • Очень многие родители читают своим детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры с малышами о том, что они еще не могут понять. Родителей умиляет, когда их ребенок пересказывает басни Крылова или точно, в должном месте, переворачивает страницы книги. А между тем в этом нет ничего полезного для умственного развития ребенка. Он лишь механически, как эхо, иногда с большим трудом выговаривая, повторяет незнакомые слова, совершенно не понимая их смысла. Это приучает его бессмысленно воспроизводить непонятные слова, пользоваться ими, не зная их значения, перегружает его память.
  • Часто дети, которые без особого смысла много болтают, бывают особенно легко возбудимыми. Это объясняется тем, что у них преобладает односторонняя деятельность. Они главным образом разговаривают, рассуждают, но мало сами действуют, не умеют чем-либо сосредоточенно заняться. Поэтому им скучно, неинтересно в обычной обстановке, и они не могут быть без взрослых.
  • С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
  • Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в яслях, на елке; можно зимой вспомнить о том, как летом жили на даче, и т. п.
  • Нельзя оставлять без ответа вопросы детей. Внимательные родители всегда постараются понять ребенка, ответить на его вопрос, удовлетворить своим объяснением его любознательность. Ребенок в таких случаях станет чаще к ним обращаться, что в свою очередь будет развивать его речь
  • Дети очень» любят слушать рассказы взрослых. При слушании рассказа у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память.
  • С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.
  • Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
  • Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т. п. Есть и у русских классиков и у современных поэтов хорошие стихи для малышей.
  • Хотя специальных стихов для малышей не так много, но маленький ребенок и не нуждается в большом их количестве. Он с удовольствием повторяет по многу раз один и тот же стишок. И не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

ОШИБКИ  РОДИТЕЛЕЙ

  • Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Поэтому нельзя разговаривать с детьми слишком громким голосом, так как иначе они тоже будут всегда кричать. Надо научить их выражать свои просьбы, желания спокойным тоном.
  • Недопустимо употреблять в присутствии ребенка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст. Иногда отец ради шутки, научит ребенка произносить, например, слово «дурак», а потом начинают бранить его, если он произносит его в игре или при обращении к близким.
  • Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения. Известно, что малыши стремятся подражать тому, что слышат. Поэтому, говоря с ними, надо не только самим правильно, четко произносить звуки в словах, но и поправлять детей, если они говорят неправильно: «Послушай, как надо правильно сказать — «карандаш». Ну-ка повтори: «Карандаш». Ребенок обычно старается правильно повторить слово. Но не надо настаивать, если он иногда отказывается от этого.